Статьи рынка безопасности

События

  • Выставка Securika Moscow 16/04/2024

    Москва, МВЦ «Крокус Экспо», павильон 3

Системы оповещения с обратной связью

  • 12.05.2016
  • 3173

Системы оповещения – это одна из составляющих трансляционных систем, которые используются для ознакомления населения или выбранной группы людей с разнообразной информацией, такой как аварийные сигналы, служебные сообщения, рекламные объявления или фоновая музыка. Они нашли свое применение практически в любом помещении, где бывают массовые скопления людей, например, станции метро, здания аэропортов, авто- и железнодорожные вокзалы, торговые центры, заводы и другие объекты. Системы оповещения также выступают как одна из составляющих в сфере безопасности, которая использует их большей частью для информирования людей во время эвакуации.

Существует множество различных критериев разделения систем оповещения по типам, возможностям и областям применения, но сегодня мы хотим рассказать о такой важной характеристике, как наличие и применение возможностей при обратной связи. После упоминания обратной связи обычно сразу же возникает множество вопросов. Что это такое? Какие основные цели ее применения? Какие компоненты обязательны при построении системы оповещения с обратной связью? Со всеми этими и многими другими деталями мы сейчас и будем разбираться.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ

Оба вида систем, как с обратной связью, так и без нее, имеют схожий набор обязательных компонентов. Система оповещения в базовом виде может состоять из микрофона оператора, микшера, усилителя и динамиков, подключенных в различных местах. Для того чтобы схема задействованных устройств классифицировалась как система с обратной связью, где оператор сможет принять входящий вызов и поговорить с человеком, дополнительно нужны еще станции вызова или вызывные панели.

Независимо от наличия возможности обратной связи системы оповещения могут быть как аналоговые, так и цифровые (в том числе и IP). Их главным различием можно считать возможность цифровых систем обрабатывать и передавать данные в цифровом виде, что позволяет повысить качество передаваемого звука и увеличить максимальное расстояние при передаче. Раньше за неимением выбора устанавливались только аналоговые системы, но с развитием технологического процесса и появлением сложных объектов появилась необходимость разработки и установки более современных систем, которые смогут удовлетворить новым запросам и требованиям пользователей. Главным достоинством аналоговых систем является относительно невысокая цена. Однако сложности интеграции с другими системами безопасности и низкое качество речевых сообщений приводят к тому, что все больше и больше предприятий применяют цифровые (в том числе и IP) системы.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВЫХ И IP-СИСТЕМ

Оценивая достоинства и недостатки аналоговых и цифровых систем, можно с уверенностью сказать, что перспективным направлением является развитие именно цифровых систем, особенно IP, которые благодаря постоянному расширению своих возможностей и легкости интеграции занимают все большую часть на российском рынке СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией).

Единственным сдерживающим фактором распространения цифровых систем является их относительно высокая стоимость. Пока только крупные и некоторые коммерческие объекты легко оправдывают свои затраты на приобретение подобных систем. Для них соотношение цены и качества является вполне оптимальным. Но, несмотря на высокую цену, спрос на внедрение цифровых систем неуклонно растет на отечественном рынке.

Самым активно развивающимся направлением цифровых систем оповещения являются IP-системы, которые, несмотря на стоимость и другие факторы, являются весьма востребованными на рынке. Давайте вместе рассмотрим, в чем их преимущество.

Для расширения системы оповещения можно легко подключить дополнительные устройства в существующую сеть или объединять несколько систем в одну, даже если они находятся в разных зданиях. Единственное требование – проложенная витая пара или оптоволоконный кабель локальной сети. Передача звуковых сообщений осуществляется в реальном времени на любые расстояния. Настройка основных и дополнительных устройств осуществляется с помощью встроенного программного обеспечения. Максимально допустимое количество подключаемых устройств определяется архитектурой системы. Например, к одному монитору оператора можно подключить до 80 станций вызова, а вообще в системе может быть до 400 мониторов. Итого получается, что вся система может состоять из 32 000 вызывных панелей.

Также дополнительными преимуществами IP-систем являются:

  • возможность подключить разнообразные IP-датчики, например, дыма, шума, движения и др.;
  • гибкость настройки и организация нескольких каналов и зон информирования людей;
  • легкость и быстрота интеграции с другими системами, в том числе разных производителей;
  • круглосуточный автоматический контроль работоспособности системы.

Среди известных производителей IP-систем можно выделить несколько компаний. Один из самых крупных мировых производителей – это австрийская компания Commend. Она предлагает множество разнообразных решений по установке систем оповещения практически в любых местах, начиная от тревожной кнопки у входа в здание и заканчивая огромными сетями, которые покрывают торговые центры и заводы. Еще одним производителем IP-систем с возможностью двухсторонней связи является британская компания BAS-IP, устройства которой используются при проектировании целых коттеджных городков и торговых комплексов. Среди специалистов также часто встречается название Vingtor-Stentofon – это большой концерн, состоящий из двух компаний, который также занимается системами интеркома.

ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ежедневно мы сталкиваемся со станциями вызова, установленными, например, в лифтах, метрополитене, аптеках или торгово-развлекательных центрах. Также существует множество других мест и объектов, где система с обратной связью помогает решать возникающие проблемы и облегчает жизнь людям. Это могут быть:

  • парковки, где клиенты, не выходя их машины, смогут узнать время работы магазинов (если это ТРЦ), сообщить о возникшей проблеме, поинтересоваться наличием и расположением свободных мест;
  • больницы – система интегрируется с информационной больничной сетью, и с ее помощью можно отправлять сообщения пациентам, а также членам их семьи. Пациенты могут обратиться за помощью к дежурной медсестре или вызвать врача прямо из своей палаты;
  • ИТУ и другие исправительные учреждения – если подобные устройства установлены в камерах, то заключенные смогут сообщить о каких-либо проблемах, а оператор увидит все на своем экране благодаря наличию камеры на станциях вызова. Также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций он сможет открыть все подключенные замки или же наоборот, заблокировать их и общаться только с выбранными зонами;
  • парки, где устанавливают своеобразные Help stations или туристические Guide stations, которыми люди могут воспользоваться для того, чтобы, связавшись с диспетчером, узнать дорогу, сообщить о происшествии и даже вызвать милицию, пожарную или «скорую помощь»;
  • промышленные предприятия – подобные места обязательно должны быть оборудованы высококачественной связью, чтобы избежать аварий и катастроф.

Во многих европейских странах, Японии и США развитие систем двухсторонней связи пошло еще дальше. Там они используются не только в качестве информационных сервисов, но также могут предоставить различные услуги для оперативной и экстренной помощи. В наиболее развитых странах такие системы выступают как часть проекта «Безопасный город». Обычным делом считается их установка не только в привычных нам местах, а и в таких как:

  • транспорт – причем любой и без исключения. Попросить водителя остановиться, если человеку стало плохо, или просто заранее предупредить о запланированной остановке;
  • учебные заведения, где учащихся сразу же соединяют с медицинской частью;
  • на автобанах или в туннелях – прямо на дороге есть ответвленные карманы с установленными столбами помощи, с помощью которых водитель сможет в случае технической неисправности вызвать эвакуатор, любую другую помощь или узнать, например, расстояние до ближайшей заправочной станции;
  • на улицах в виде терминалов помощи, которые оборудованы таким образом, что человек в случае возникновения проблемы может связаться с оператором, который не просто ответит на интересующие вопросы, а благодаря двухсторонней видеосвязи сможет визуально продемострировать, например, как оказать медицинскую помощь пострадавшему. Он также сможет вызвать спасательные службы или переадресовать вызов в другое место. В таких терминалах часто хранятся средства по оказанию первой медицинской помощи и даже дефибриллятор, которым вы сможете воспользоваться после проведенного инструктажа в online-режиме;
  • кнопки вызова для помощи людям с ограниченными возможностями – обычно устанавливаются перед каждым зданием, будь то дом или торговый центр.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ IP-СИСТЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Говоря про основные необходимые возможности IP-систем обратной связи, нужно выделить следующие:

  • получение экстренных (аварийных) и информационных вызовов;
  • передача аудио- и видеосообщений;
  • переадресация вызовов или перевод разговора на других операторов;
  • автоматический перевод звонка на другого оператора при недоступности основного оператора;
  • оповещение по зонам;
  • оповещение в автоматическом режиме (автоматическая отправка записанных сообщений при наступлении чрезвычайных ситуаций);
  • автоматическое оповещение по расписанию;
  • линейный выход для записи всех разговоров проходящих через оператора;
  • ведение статистики звонков;
  • открытие подключенных замков (одного, нескольких или всех одновременно) и мониторинг их состояния – оператор может открыть все подключенные замки, например, в случае пожарной тревоги;
  • детекция уровня шума возле станций вызова на предмет криков о помощи, шума драки. А если это помещение закрытого типа, прослушиваются даже звуки шагов;
  • мониторинг состояния станций вызова в реальном времени;
  • возможность подключения тревожного шлейфа к каждой станции вызова;
  • принудительная регулировка громкости сразу на всех станциях вызова;
  • просмотр изображения с любой станции вызова в режиме реального времени;
  • просмотр IP-камер на мониторах оператора.

Также к таким системам есть определенные требования по характеристикам устройств, вот некоторые из них:

  • станции вызова, вызывные панели или Help stations должны иметь широкий температурный режим эксплуатации, чтобы качество связи не зависело от погодных условий. Хорошим показателем считается от -40 °С до + 65°С;
  • класс защиты корпуса IP65, что означает полную защиту от контакта с пылью (пылевые бури, песок) и защиту от водяных струй (ливень, гроза);
  • вандалоустойчивость – особенно это касается тех устройств, которые находятся на улице или, например, в исправительных учреждениях. Станции вызова должны быть врезными, чтобы у злоумышленников не было возможности повредить их;
  • необходимо обязательное присутствие подсветки, чтобы изображение в темное время суток было достаточно четким – для возможности идентификации по лицу.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно отметить, что система оповещения с обратной связью – это не роскошь, а абсолютно необходимая вещь. Достаточно часто возникают ситуации, когда от подобной системы зависит жизнь человека. Наличие возможности обратной связи имеет множество преимуществ перед системами, которые этого лишены, что перекрывает разницу в количестве компонентов или стоимости установки. На рынке представлены как простые аналоговые системы, так и современные IP. При выборе нужно обязательно учитывать желаемый размер и площадь охвата системы связи, так как аналоговая не справляется при больших расстояниях в отличие от IP-систем, работающих в локальных сетях, размер которых можно увеличивать с помощью обыкновенного маршрутизатора. Покрыть территорию большого парка или 5-этажной парковки одной сетью? Без проблем, если это IP.

Ольга БЕРНАЦКАЯ
коммерческий директор BAS-IP
опубликовано в журнале "Технология защиты" № 1 2016

Поделиться:

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2024
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 8222 | компании: 528 | бренды: 423 | статьи: 1150

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях