Статьи рынка безопасности

События

Тайны корпоративных кланов

  • 11.07.2018
  • 2022

Племя и его законы

Каждая компания — это бизнес-племя. Сообщество людей, которые живут по тем же законам, по каким существовали десятки и сотни тысяч лет назад их предки. Принципы, лежащие в основе жизненного уклада таких бизнес-племён, мало чем отличаются от нетронутых цивилизацией обитателей мало доступных районов Амазонии, Океании, Африки — тех, кто и в третьем тысячелетии остаются в каменном веке. Поэтому в антропологическом отношении различие между «белыми воротничками» и первобытными людьми весьма условно.

Тайны корпоративных кланов

Задача любого племени – овладеть ресурсами окружающей среды. Сделать это можно двумя путями: изыскать в природе, либо добыть в других племенах путём обмена (торговли) или отъёма. В бизнесе всегда использовались оба пути, однако в последнее время, к счастью, силовые способы уходят в прошлое. Впрочем, на поступлении ресурсов в племя дело не заканчивается. Новые блага надо распределить в зависимости от ранга и статуса участников.

Вот здесь и начинается самое интересное. Так уж устроена природа, что в каждом сообществе найдутся те, кто хотят меньше дать и больше получить. Если говорить о бизнес-племенах, то предел такой мечты — на работу не ходить вовсе, а зарплату получать наравне с топ-менеджерами. Понятно, что таких чудес не бывает. Но есть вполне реальная альтернатива этому — создать внутри корпорации механизм перераспределения ресурсов в свою пользу.

Эта загадочная автосинхронизация

Для того, чтобы влиять на распределение благ в компании, вовсе не обязательно убеждать в своём на это праве весь коллектив. Впрочем, и в одиночку сделать это тоже непросто. Остаётся третий путь: создать группу агентов влияния, которая будет делать своё неблаговидное дело, либо повернёт мнение сотрудников в нужную сторону. Та же группа, будучи сплочённой и организованной, способна причинить немалый ущерб компании. Вот почему выявление таких структур является важнейшей задачей службы внутренней безопасности.

Профессионалы этой сферы знают, насколько сильным бывает организованное меньшинство. Достаточно 5% сотрудников, объединённых одной целью, чтобы подчинить себе большинство. Это удивительное явление называется автосинхронизация. Оно хорошо знакомо театралам, когда немногочисленная, но грамотно организованная группа запускает в зале овации.

Как только пресловутые 5% начинают синхронизированное действие, они становятся, как бы сказал кардиолог, водителем ритма первого порядка. Нетрудно догадаться, что произойдёт в крупном гипермаркете, в котором погаснет свет и выключится сигнализация. Представили? Да, именно так и будет: как только ситуацией воспользуется 5% покупателей, практически мгновенно чавканье и бульканье распространится на весь торговый зал.

А как это выглядит в бизнесе?

В реалиях организационной культуры бизнеса эффект автосинхронизации также следует учитывать. Несложно подсчитать, что один человек — это и есть те самые 5% от группы в 20 человек. И этот единственный воин в бизнес-поле способен стать достаточно мощной силой, как разрушительной, так и созидательной. Он может стать как лидером, так и той самой бабой Ягой, которая всегда против. И в самом деле, сложность управления в группах свыше 20 человек всегда увеличивается.

Управленцам хорошо известно понятие гауссова распределения. Это колоколообразная кривая, которая описывает соотношение между тем или иным признаком и количеством его носителей. Считается, что обладатели наиболее и наименее выраженных признаков составляют по 5%, это называется нижний и верхний экстремумы. Возьмём, например, жильцов одного подъезда многоквартирного дома. Пусть их там будет как раз 100 человек. Можно не сомневаться, что пятеро из них будут жуткими неряхами, пятеро фанатами чистоты, а остальные будут занимать промежуточное положение. Численность носителей негативных тенденций в 5% опасна, но ещё не является критичной. А вот когда количество людей, разделяющих цели и ценности нижнего экстремума, достигает 10%, процессы могут стать неуправляемыми. Во всяком случае, для внешнего наблюдателя. На самом же деле всё это отлично срежиссированный ход событий, и здесь главный вопрос для руководителей бизнеса и службы безопасности: кому это выгодно? И, конечно, крайне важно определить ту самую группу (всегда немногочисленную), которая это создаёт.

Это страшное слово – клан

Опытные управленцы, да и просто сотрудники со стажем хорошо знают, что редкое предприятие бывает свободным от возникновения неформальных групп работников, интересы которых, мягко говоря, не вполне соответствуют производственным задачам. Такие группы действуют скрытно и осторожно, в них всегда есть свой лидер. С одной стороны, они стараются оказать влияние на коллектив, с другой – не привлекать к себе внимания. Эти мини-объединения называют словом, пришедшим из кельтского языка — клан.

Чужеродные кланы внутри компании могут создаваться под разные задачи. Самый худший случай, если клан является агентом влияния другого бизнес-племени и работает на развал своей корпорации — от банкротства до рейдерского захвата. Это самая грозная ситуация, поскольку клан обладает невидимой, но мощной подпиткой извне. Более простой, но тоже не самый приятый вариант, это когда клан становится паразитом, перекачивающим себе ресурсы компании. В этом случае клан заинтересован в сохранении своего предприятия как кормовой базы и не стремится ускорить его гибель.

Действия клана могут иметь разнонаправленный характер. Чаще всего это действия, направленные на выдавливание из компании неугодного клану члена коллектива. Им, кстати, нередко оказывается новый руководитель, который слишком активно берётся за достижение высот в производстве или внедрение новой корпоративной культуры. В этом случае ему наверняка придётся столкнуться с анонимными письмами и другими способами травли.

Кто виноват — понятно. Что делать?

У неопытного директора или топ-менеджера, столкнувшегося с противостоянием клана, зачастую возникает желание произвести полную перезагрузку коллектива. Проще говоря, всех уволить. Ну, не всех, процентов десять можно оставить. И это типичная ошибка начинающего управленца. На самом деле, даже в самой критичной ситуации оставить надо не 10, а 90-95% коллектива, поскольку подавляющее большинство в деле развала компании или паразитирования на ней активного участия не принимает.

Остаётся выявить причастных. Тех самых активных членов клана, которые создают компании проблемы. Для того чтобы определить виноватых в сложившейся ситуации, существует немало способов, в том числе технических. Однако самым простым средством остаётся опробованное в течение тысячелетий умение наблюдать и разговаривать. Конечно, при этом не помешает знание того, как на невербальном уровне проявляются признаки лжи и стресса.

Вожди и шаманы примитивных племён до сих пор выявляют преступников в своих рядах, предлагая набрать в рот и вслед за этим выплюнуть горсть риса. Зёрнышки злака, оставшиеся в пересохшем от волнения рту, признаются доказательством вины. И этот подход возник не на ровном месте. Опытные следователи во время допроса неспроста ставят рядом с подозреваемым стакан воды. Количество выпитой жидкости достаточно красноречиво свидетельствует если не о степени причастности, то уж об уровне волнения точно — абсолютно невиновный человек, уверенный к своей правоте, скорее всего, даже не притронется к воде.

Конечно, далеко не всегда действия клана сводятся к травле неугодных. Это может быть борьба за сферы влияния (например, укрупнение и переподчинение подразделений), продвижение на ключевой пост своего человека, другие действия. Так или иначе, в конечном итоге всё сведётся к деньгам.

Кто нам мешает — тот нам поможет

Итак, клан выявлен. Остаётся определить, кто же главное действующее лицо. Это действительно важно, поскольку его выявление может вывести на тех, кто управляет ситуацией извне. Но как же вычислить главаря? Это непросто, поскольку при проведении служебного расследования участники клана предпочитают всё валить друг на друга — та же тактика, что и у нашкодивших пятиклассников. В этом плане сотрудникам службы безопасности следует помнить, что из установленного круга причастных на первую роль будет претендовать персонаж со следующими характеристиками.

  • Сильная воля. Этот человек умеет добиваться того, чего хочет.
  • Обязательность. Если пообещал — сделает. Поэтому обещает редко.
  • Часто: коммерческие способности на грани изворотливости.
  • Легко вступает в контакт, подчиняет себе людей. Харизматичность.
  • Способность к быстрому выбору, решительность в нестандартных ситуациях.

А ведь неплохие качества, если направить их в мирное русло! И если для службы безопасности показателем высокого профессионального мастерства является выявление такого лидера, то высшим пилотажем для руководителя компании становится перевербовка главы клана на свою сторону. Правда, это небезопасно, ведь кланы создают и возглавляют чаще всего социопаты — люди, у которых своё особое представление о морали. Но это уже другая история…

Поделиться:

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2024
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 8222 | компании: 528 | бренды: 423 | статьи: 1150

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях