Статьи рынка безопасности

События

Стандартизация как инструмент обеспечения безопасности организации

  • 01.10.2018
  • 1841

Требования к лицам, ответственным за пожарную безопасность и порядок их деятельности, должны быть просты и прозрачны. Требования должны устанавливаться таким образом, чтобы собственники их понимали, и дополнительные разъяснения по правилам применения от лиц, осуществляющих надзор, не требовались.

Ст. 144 федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрены различные формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Но есть и нерешенные проблемы.

Стандартизация как инструмент обеспечения безопасности организации

В настоящее время один из серьёзных вопросов в области организации обеспечения пожарной безопасности на объекте касается лиц, ответственных за пожарную безопасность. Ни в одном из нормативно-правовых документов по пожарной безопасности не определены требования к этим лицам, их компетенции и навыкам.

Также не определён объём обязанностей, которые может возложить на них собственник (руководитель) организации. В результате чего ответственным за пожарную безопасность может быть назначен любой сотрудник, являющийся, например, секретарём, дворником, уборщицей и т.д.

Одновременно, у собственника (руководителя) возникает мнимое впечатление снятия с себя ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта, а у лица, назначенного ответственным за пожарную безопасность, непонимание, так как ему в организации никто не подчиняется и финансированием он не распоряжается, соответственно обеспечить устранение возможных нарушений он не может.

Эта ситуация не предоставляет возможность обеспечить требования пожарной безопасности на должном уровне, так как каждый из лиц уверен, что ответственность по их соблюдению лежит не на нём, а должностному лицу, осуществляющему надзор в области пожарной безопасности, позволяет за одно и то же нарушение выбрать кого наказать.

На сотрудника, ответственного за пожарную безопасность, не выполнившего требований по её обеспечению, налагается штраф в размере 10 000 рублей, а на юридическое лицо – до 200 000 рублей (возможна приостановка деятельности компании). Эта мера применяется, если никаких последствий нарушений не было выявлено, если же случился пожар, или даже легкое возгорание, которое привело к порче имущества, то санкции возрастают в разы.

Непрозрачность и непонятность указанной выше ситуации порождает предпосылки для развития коррупции. С одной стороны, и проверка проведена, и люди, в случае выявления нарушений, наказаны, а конечный результат не достигнут.

С целью стандартизации форм оценки соответствия и реализации Основ государственной политики в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 01.01. 2018г № 2, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внесена в программу национальных стандартов Российской Федерации на 2018 год разработка серии ГОСТов.

Подготовкой этих стандартов занимается профессиональное пожарное сообщество на площадке технического комитета ТК 001 «Производственные услуги», созданного на базе Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ).

Хотелось бы обратить внимание на один из проектов разрабатываемых стандартов – ГОСТ Р «Производственные услуги».

Организация производственного контроля в области пожарной безопасности» и проблемные вопросы, которые он позволяет снять, тем самым, облегчив жизнь руководителей организаций.

Во-первых, дается расшифровка понятия «ответственный за пожарную безопасность», перечисляются требования к его навыкам, знаниям, а также каким образом собственник может назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, как из числа сотрудников, так и привлекая для этих целей стороннюю организацию.

Во-вторых, каким образом лицо, ответственное за пожарную безопасность, должно организовывать и проводить производственный контроль в области обеспечения пожарной безопасности.

В-третьих, как оформляются результаты проверок ответственным лицом и доводятся до руководителей, имеющих право распоряжаться денежными средствами в рамках обеспечения пожарной безопасности.

Кроме того, ГОСТ Р предполагает возможность регистрации результатов работ производственного контроля, которые могут быть использованы страховыми компаниями, гражданами, организациями, органами надзора и власти.

Открытость данных и понятность требований должны исключать моменты, когда органы надзора самостоятельно принимают решения о наказании юридического или должностного лица. Если лицо, ответственное за пожарную безопасность, выполнило, возлагаемые на него обязанности, которые не требуют финансовых затрат, в полном объеме, и в то же время проинформировало руководителя, что для обеспечения пожарной безопасности требуются денежные средства, то ответственность за принятые решения по обеспечению пожарной безопасности лежит на руководителе.

Помимо прочего, принятие стандарта будет одним из элементов реализации Основ государственной политики в области пожарной безопасности на период до 2030 года в части развития системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и возможности планирования проверок объектов защиты с учётом результатов негосударственной оценки соответствия таких объектов требованиям пожарной безопасности.

Материал подготовлен пресс-службой Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ).

Поделиться:

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2024
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 8222 | компании: 528 | бренды: 423 | статьи: 1150

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях