Наблюдение за периметром аэропорта

Комментарии экспертов. Обзор решений для защиты периметра аэропорта

Специфика охраны периметра аэропорта

Любой аэропорт всегда был объектом, в рамках которого вопросы безопасности стояли очень остро. После терактов в США в 2001-м году безопасность аэропортов стала вызывать повышенную озабоченность всех связанных с вопросами безопасности структур, как государственных, так и частных. Одним из ключевых аспектов безопасности аэропорта, безусловно, является вопрос охраны его периметра. Аэропорт – крайне непростой объект, необходимо очень четко понимать его специфику. В чем же она заключается?

Протяженность периметра

Как правило, это большая протяженность периметра (до 20 км и более). Что это означает на практике? Большую экономическую составляющую на уровне обслуживания или модернизации элементов периметра: физического заграждения, извещателей, участковых шкафов, кабельных трасс и т.д. Нельзя, скажем, оперативно поменять существенную часть заграждения. Как правило, приходится ориентироваться на то, что уже есть в наличии, или на минимальные модификации. Сложно ждать замены бетонных плит с АКЛ на современное дорогое антиперелазное заграждение на участке в десять километров.

В лучшем случае, стоит рассчитывать на то, что удастся подтянуть провисшую АКЛ до состояния, в котором ее можно оборудовать вибрационным средством обнаружения, добавить у основания заграждения противоподкопные элементы, снабдить противотаранными устройствами пожарные въезды и т.д. Так же важно помнить, что на объекте такого масштаба возникают задачи построения периметров внутри периметра. Критические элементы инфраструктуры, такие как склады ГСМ, также могут требовать организации отдельного сигнализационного заграждения.

Высокий уровень электромагнитных помех

Высокий уровень электромагнитного излучения, помех в различных частотных диапазонах. Надо понимать, что аэропорт – крайне сложный объект в этом смысле. Для оценки возможности установки нового для данной задачи средства необходимо начать с его испытания непосредственно в тех условиях, в которых оно должно работать, т.е. на периметре конкретного аэропорта. Только так можно быть уверенным в том, что помеховая обстановка на объекте не понизит заявленные ТТХ средства, и прежде всего наработку на ложную тревогу.

При этом надо понимать, что в такой обстановке само металлизированное заграждение по периметру объекта может стать антенной, контуром, собирающим различные наводки. Так же желательно, чтобы средство умело работать как с заземлением, так и без него. По тем же причинам разумнее выбирать не радиоволновые или радиолучевые средства обнаружения, а, как правило, более устойчивые к электромагнитному излучению, оптические, вибрационные, или даже механические (натяжные, обрывные) извещатели.

Шум и вибрация

Шум, вибрация – еще один распространенный фактор, способный создать помехи для целого ряда извещателей. Проезд вблизи заграждения, взлет, посадка, пролет самолета на небольшой высоте над участком периметра – все это создает сложный помеховый фон для одних классов извещателей и делает практически невозможным использование других. Например, сложно представить применение в рамках задачи защиты периметра аэропорта сейсмических датчиков. На вибрационные датчики это также накладывает ряд ограничений. Например, в подобных условиях важны автоматические адаптивные механизмы, когда в условиях изменения шумового фона вибрационные извещатели будут менять порог срабатывания по ряду параметров в сторону понижения, либо повышения чувствительности.

Также желательно иметь возможность на уровне настроек исключить из рассмотрения самые «шумные» частоты, т.к. для вибрационных систем эти частоты будут зависеть, прежде всего, от постоянных характеристик заграждения, а не от источника помех. Вообще адаптивность – важный фактор для средств, используемых на протяженном периметре. Несложно представить себе трудоемкость задачи ручной подстройки извещателей на периметре протяженностью более десятка километров. Так же отдельные вибрационные извещатели имеют в качестве опции возможность подстройки параметров, исходя из показаний установленной на периметре метеостанции, что дополнительно повышает эффективность работы системы и понижает вероятность ложных срабатываний.

Численность персонала

Количество сотрудников крупного аэропорта сравнимо с численностью населения небольшого города. Этот фактор тоже необходимо принимать в расчет. Например, в силу их перемещения по территории аэропорта, прилегающей к периметру, далеко не везде можно организовать объемную зону обнаружения, так как это может привести к регулярным ложным срабатываниям. В таких случаях надежнее вариант, когда к срабатываниям приведет только непосредственная попытка преодоления участка периметра с физическим воздействием на сигнализационное заграждение (разрушение полотна, перелаз, неглубокий подкоп).

Управление системой

Еще один существенный момент – четкое понимание всех аспектов данной задачи со стороны руководства аэропорта. Понимание как на уровне ожиданий от системы, так и того, как функционирует система на столь протяженном периметре. Правильная подготовка персонала службы безопасности, готовность к адекватному и оперативному реагированию на сигнал тревоги, к нештатным ситуациям, корректное техническое обслуживание системы. Понимание экономических аспектов и т. д., так как зачастую именно на этом уровне заказчик не может сформулировать свои требования к системе, а интегратор не знает, что предложить и из каких параметров следует исходить. Сигнализационная надежность, низкий уровень ложных срабатываний, цена погонного метра периметра?

Например, сигнализационную надежность участка можно усилить за счет увеличения числа сигнализационных рубежей, работающих на разных физических принципах. Такая организация периметра позволит выстраивать логику, когда тревога вырабатывается по срабатываниям не одного, а двух или более рубежей, а при срабатывании одного из двух-трех рубежей возникает только предупреждение. Но очевидно, что такое решение повысит цену погонного метра. Использование адаптивных извещателей понизит как частоту ложных срабатываний, так и цену обслуживания участка периметра, но потребует большего бюджета на этапе внедрения системы.

Заказчик должен уметь четко формулировать свои пожелания, ожидания, обозначать приоритеты. Нужен анализ и понимание уязвимостей, четкое видение модели нарушителя и задач, решаемых периметральными системами. Не должно быть самообмана. Если брать такие громкие случаи, как теракт в Домодедово в 2011 году, то охрана периметра, конечно же, не решает задач безопасности аэропорта на этом уровне. Но, безусловно, качественно организованный периметр такого рода объектов уже своим наличием может предотвратить крайне серьезные происшествия.

Особенности построения систем безопасности аэропорта

Ключевые функции систем охраны периметра

Безопасность периметра аэропорта требует использования сложного многоуровневого решения, которое способно защитить от предполагаемых угроз. Интегрированные системы, включающие тепловизоры, камеры видеонаблюдения, радары и мощное программное обеспечение, имеют решающее значение для отражения потенциальных атак. Эти технологии обеспечивают ключевые функции, которые позволяют построить комплексное решение для обнаружения вторжений, анализа событий и защиты периметра.

Распознавание угроз

Первым шагом в эффективной защите от угрозы является понимание того, что она существует. Важным аспектом эффективной охраны периметра является возможность вести круглосуточное наблюдение, независимо от погодных условий, условий окружающей среды или времени суток. Тепловизионные камеры могут обеспечить постоянную защиту от потенциальных злоумышленников, независимо от визуальных ограничений, уровня освещенности и других факторов.

Периметр аэропорта требуют не только непрерывного видеонаблюдения и контроля, но и надежного обнаружения вторжения с минимально возможным количеством ложных сигналов тревоги. Именно поэтому расширенная видеоаналитика становится обязательной для любой адекватной системы видеонаблюдения. Такие функции, как обнаружение событий в реальном времени и оптимальное предоставление данных, оказывают существенную помощь в анализе попыток вторжения и содействуют упреждающему реагированию.

Расширенная аналитика, как правило, обеспечивает несколько автоматических вариантов уведомления о тревоге. Высококачественная, уникальная и адаптированная аналитика способна исключить ложные сигналы тревоги, понизить совокупную стоимость владения системой для конечного заказчика, позволяя при этом персоналу службы безопасности эффективно реагировать на события.

Конечно все перечисленные выше технические средства и технологии наблюдения за периметром аэропорта, такие как радары, тепловизионные и обычные камеры, работают сами по себе достаточно продуктивно, но использование всех этих технологий и подсистем вместе обеспечивает наличие эффективной системы безопасности периметра. Например, радиолокатор наземного наблюдения может обнаруживать возможные угрозы за пределами линии ограждения по мере приближения какого-либо объекта и посылать сигнал PTZ-камерам для позиционировании их при необходимости наблюдения за определенной зоной. Встроенная видеоаналитика на борту камер позволяет идентифицировать объект, сообщить о нарушении персоналу службы безопасности и собрать дополнительные данные, например, с помощью функции распознавания лиц.

Системы автоматического реагирования

Системы автоматического реагирования

В случае обнаружения попытки проникновения приоритетом становится скорость реагирования на угрозу. Система должна быть организована таким образом, чтобы сотрудники службы безопасности получали всю актуальную информацию о происшествии: GPS-координаты нарушителя, данные с камер, локализацию активированных нарушителем датчиков.

Например, тепловизоры, работающие совместно с видеоаналитикой, могут быть использованы для генерации начальной реакции на событие, полученный сигнал тревоги затем может инициировать работу другого оборудования систем безопасности и получение персоналом уведомлений, чтобы в конечном итоге мониторинговая служба точно понимала и оценивала ситуацию, адекватно реагировала на нарушение.

Сдерживание подозрительной активности

Сдерживание подозрительной активности

После того, как сработала система автоматического реагирования, приходит время для оценки ситуации службой безопасности. Персонал должен сделать следующий шаг для защиты от угрозы и ее отсрочки. Сдерживание подозрительных действий может быть обеспечено с помощью двухстороннего аудиообщения в реальном времени. Это – простой, но эффективный инструмент.

Операторы мониторинговой службы имеют возможность прояснить ситуацию, говоря с нарушителем через спикерфон, сообщив ему, что он находится под наблюдением, и что служба безопасности в курсе происходящего.

Такая тактика позволяет сотрудникам службы безопасности или представителям власти увидеть и оценить реакцию нарушителя, предугадать его следующие шаги, получить дополнительное время в том случае, если необходимо принять более серьезные меры и отправить на место группу реагирования.

Задержка, защита, отправка и обработка

Задержка

Когда выявлена, признана и оценена возможная опасность, приходит время эффективной защиты от атак и предотвращения, как кибер -, так и физических угроз. Благодаря хорошо продуманной открытой платформе VMS, операторы мониторинговой службы имеют возможность управлять периферийными устройствами, подсистемами безопасности, дополнительными технологиями реагирования и охранной сигнализации, включая акустические датчики, видеоаналитику, СКУД, радиодиспетчеризацию. Надежная VMS также позволяет операторам управлять такими функциями, как воспроизведение видео, предоставление геоинформационных данных, оповещение по электронной почте, передача информации о событиях в правоохранительные органы и прямая связь с ними.

Основная цель «аспекта задержки» в общей стратегии защиты периметра состоит в том, чтобы отложить попытку вторжения на какое-то время, достаточное для организации ответных действий службы безопасности. Ключевую роль в реализации этой цели играют системы контроля доступа. Когда сотрудник службы безопасности видит на экране монитора подозрительного человека, он может заблокировать все возможные выходы, чтобы задержать нарушителя в определенной области, определив ее посредством VMS.

Защита

Большое количество данных, собранных из события, равносильно важным доказательствам для борьбы с преступностью и ценной информации для защиты от возможных инцидентов в будущем. Одним из доступных ресурсов сегодня является приложение потоковой передачи видео, которое может быть загружено на смартфон и использоваться для видеонаблюдения. Это приложение дает персоналу службы безопасности возможность следить за злоумышленниками с помощью «живого видео», находясь в любом месте, и позволяет операторам контролировать видеотревоги в режиме реального времени. Карты геоинформационных систем (ГИС) – это компьютерные системы, используемые для сбора, хранения, просмотра и отображения данных, связанных с местоположением.

Эта система, способная отображать различные типы данных на одной карте, позволяет пользователям легко и эффективно видеть и анализировать.

Отправка и обработка

Мультисенсорные камеры, обладающие возможностями обычных камер и тепловизоров, обеспечивают высококонтрастное изображение, оптимально подходящее для последующей видеоаналитики, при любом уровне освещенности и видео высокого разрешения, которое особенно важно для распознавания лиц и автомобильных номерных знаков. Интеграция этих двух типов камер помогает заполнить любые пробелы, которые имеют место при применении камер только одного типа. Тем не менее, для захвата, передачи и хранения большого объема ценной информации нужна надежная VMS. Записанные видео, статичные изображения и аудиозапись служат ценным источником данных, когда это необходимо.

Службы безопасности аэропортов все чаще стремятся использовать мощные открытые системы управления видео (VMS). Панорамные HD-камеры и видеоаналитика также являются основой современных сетевых решений для систем видеонаблюдения в аэропортах и на авиационных объектах.

Периметры аэропорта довольно обширны по размеру, неправильной формы и, как правило, находятся в зоне ограниченной видимости из-за плохого освещения. Усугубляя проблемы, связанные с обеспечением безопасности, периметры аэропортов часто защищают только механическими ограждениями, которые легко перелезть или пробить. При этом районы за пределами заграждений могут представлять собой лесистую местность или территории с жилыми и коммерческими зданиями, если речь идет о густонаселенных городах. Все эти факторы затрудняют процесс наблюдения за периметром.


Аналитика повышает эффективность

Установка камер видеонаблюдения является важным шагом в обеспечении мониторинга периметра аэропорта, но для его улучшения можно автоматизировать процессы идентификации угроз и уведомлений, необходимые для поддержания всей территории в безопасности. Это возможно сделать путем внедрения видеоаналитики. Лидирующие на рынке решения включают камеры с встроенными аналитическими функциями, чтобы сделать мониторинг объектов легким и эффективным. Наиболее часто доступные функции видеоаналитики – обнаружение пересечения периметра, вторжений, оставленных предметов, детекция неподвижных предметов, неправильного направления движения.

Технологии видеонаблюдения позволяют создавать виртуальные заборы. При попытке приближения объектов к таким заграждениям система отправляет службе безопасности упреждающие уведомления о подозрительной деятельности.

С помощью встроенных функций высокопроизводительные камеры не только захватывают четкое видео, но и могут использовать видеоаналитику для мониторинга области наблюдения. В случае наблюдения за периметром аэропорта аналитику можно настроить для работы в автоматическом режиме, чтобы контролировать линию заграждения с целью обнаружения возможных проломов при одновременной фильтрации ложных тревог. Это обеспечивает быструю реакцию службы безопасности на событие.


VMS

VMS

Все решения для мониторинга периметра могут быть интегрированы с VMS аэропорта, предоставляя пользователям надежный и эффективный централизованный центр мониторинга и управления безопасностью аэропорта. В целом решение, обеспечивающее охрану периметра, может также защитить от посторонних лиц взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и другую инфраструктуру аэропорта при любых погодных условиях и в любой окружающей среде.

По мере того, как отрасль воздушных перевозок продолжает расширяться, будут использоваться более передовые системы наблюдения, которые включают высокие уровни контроля и управления системой, решения для визуализации с широким охватом и интеллект для обеспечения безопасности пассажиров и бесперебойной работы аэропортов.


Защита от импульсных перенапряжений –
о чем проектировщику забывать нельзя

Предпосылки внедрения

Защита от импульсных перенапряжений

Безопасность самих технических систем такого специфического объекта, как аэропорт, – видеоконтроля, сигнализации, диспетчеризации, да абсолютно всех слаботочных систем – это то, о чем нельзя забывать проектировщику. И первое, что приходит на ум – это защита системы от опасных наведенных напряжениях в линии.

Потому что аэропорт – это длины кабельных трасс, измеряемые километрами. Это возможные мощные электромагнитные излучения (например, от непрерывно работающих наземных радаров и бортовой аппаратуры самолетов), носящие переменный по времени и месту характер. Это огромные площади с большой вероятностью подверженные влиянию атмосферных разрядов. А с другой стороны, специфика объекта требует устойчивой и стабильной работы всех систем безопасности, от которой напрямую зависит безопасность жизни огромного количества людей.

На подобном объекте мы имеем дело с протяженными линиями связи, которые с точки зрения опасных наведенных напряжений представляют для этих систем «самое слабое звено». Конечно, основные километровые магистрали сегодня на таких объектах, как аэропорты, прокладываются волоконно-оптическими кабелями. Однако с учетом мощности возможных электромагнитных наводок и величины опасного для слаботочной системы наведенного напряжения, измеряемого единицами вольт, угроза для всей системы может исходить и от линии, измеряемой десятками, а то и единицами метров. Например, линия Ethernet от камеры до оптического коммутатора. К тому же питание по оптоволоконным линиям пока передавать не научились, и от километровых проводов полностью уйти не получится. А на километровых длинах наведенное опасное напряжение способно нанести разрушительный урон для всей приемной и периферийной аппаратуры. Как показывает наш практический опыт, выход из строя аппаратуры в подобных системах по причине появления опасных напряжений в линиях при отсутствии защитных устройств, это только дело времени.

Выбор средств защиты

Рынок нередко определяет такие устройства, как устройства «грозозащиты», что не вполне корректно. Во-первых, с точки зрения понимания источников опасности.

Атмосферные разряды – это всего лишь один пункт в их перечне. Если на объекте в принципе не гремят грозы, это вовсе не означает, что отсутствует вероятность опасных наведенных напряжений в линиях. Во-вторых, применяемые непосредственно в подобных системах устройства представляют с точки зрения теории грозозащиты устройства всего лишь третьего класса, и «в одиночку» без устройств 1-го и 2-го класса не всегда способны противостоять мощным грозовым разрядам.

Если вам предлагается некое устройство с обещаниями гарантировано защитить от грозы, всегда поинтересуйтесь его ключевыми параметрами, поскольку такого просто не бывает в природе. Тем не менее, применение в линиях этих устройств оправдано всегда.

  • Как уже и отмечалось, помимо атмосферных разрядов есть немало источников опасных наведенных напряжений, от которых рассматриваемые устройства третьего класса способны полноценно защитить аппаратуру.

    А именно: высоковольтные линии передачи, расположенные параллельно линиям связи, контактные сети электрифицированных железных дорог, сети городского электротранспорта, электросварочные установки, близко расположенные радиотехнические передающие, локационные и другие установки, преднамеренное повреждение сетей (электромагнитный терроризм – есть уже и такой термин).

  • Даже если параметры внешнего воздействия превысили допустимые для конкретного устройства, как правило, происходит именно его выход из строя с разрывом сигнальной линии, а выхода собственно защищаемой аппаратуры не происходит. В этом случае материальные потери есть, но они минимальны в сравнении с возможными при отсутствии устройств защиты вовсе.

Практическое решение задач по охране периметра аэропорта

Существует ли идеальное решение по охране периметров аэропорта?

Грушин Олег
Грушин Олег
Инженер технической поддержки компании NEDAP Security Management

В каждой из областей есть свое понимание идеального решения или хотя бы приближения к нему. Если говорить о примерах организации охраны периметра аэропорта, то первым в голову приходит израильский аэропорт им. Давида бен Гуриона. Внешний периметр аэропорта защищен глубоким бетонным рвом, серьезным физическим и сигнализационным заграждением, многочисленными камерами и тепловизорами, сопровождающими любой объект, приближающийся к территории аэропорта. При этом надо понимать, что первый рубеж безопасности аэропорта им. Давида Бен Гуриона – это работа спецслужб, сбор данных о террористах и возможных готовящихся терактах. Данные, приходящие с этого невидимого простому человеку рубежа, так же влияют на функционирование аэропорта, на текущий режим безопасности и т.д. Последний рубеж – сам аэропорт, на территории которого происходят основные проверки и досмотр.

Но обращаясь к израильскому опыту, важно понимать два момента:

1. Это не тот случай, который можно просто скопировать и перенести на иную почву. Этот объект является итогом опыта борьбы с террористической угрозой на протяжении десятилетий, и основа его не в технических решениях, а прежде всего в подготовке персонала, в проработке всех аспектов этой области, в т. ч. в юридических. Например, даже полиция и сотрудники спецслужб не имеют доступа на территорию аэропорта без специальных разрешений.

2. Безопасность аэропорта должна соответствовать уровню угрозы. Аэропорт им. Бен Гуриона считается самым безопасным в мире, но его меры безопасности основаны именно на уровне террористической угрозы, который в Израиле остается неизменно высоким в течение десятилетий.




4K PTZ IP-видеокамера для периметрального видеонаблюдения

IDIS
4K PTZ IP-видеокамера для периметрального видеонаблюдения (IDIS)

8 Мп скоростная поворотная 4K IP-видеокамера IDIS DC-S3883HRX с 31-кратным оптическим зумом, мощной ИК-подсветкой дальностью 200 м и поддержкой кодека H.265 станет отличным помощником при организации видеонаблюдения на таких масштабных и сложных объектах, как аэропорты.

Модель DC-S3883HRX позволяет получать картинку высочайшего качества в разрешении 3840 х 2160 пикселей при 30 к/c. Такое разрешение делает использование цифрового зума по-настоящему рабочим инструментом, который позволит оператору рассмотреть мельчайшие детали объектов, находящихся в сотнях метров от видеокамеры.

Камера обладает рядом важных преимуществ, таких как возможность аппаратного расширения динамического диапазона до 120 дБ, функцией очистки объектива, наличием встроенного обогревателя, системы электронной стабилизации изображения с применением гироскопического датчика, а также 8-ми тревожных входов и 2-х тревожных выходов для интеграции с периметральными системами охраны.


4K скоростная PTZ IP-видеокамера SD8A840VI-HNI (Dahua)

4K скоростная PTZ IP-видеокамера SD8A840VI-HNI (Dahua)

Для наблюдения за периметром аэропорта применяются комбинированные системы защиты: видеонаблюдение, тепловизионное обнаружение, тревожная сигнализация. То есть, оптимальное решение представляет собой комплексную систему безопасности, объединяющую многофункциональные HD видеокамеры с deep-learning AI, анализирующая big data для определения таких целей, как транспортные средства, лица, государственные автомобильные номера и т.п.

Одна из наиболее эффективных для использования в системах безопасности аэропортов камер – это SD8A840VI-HNI, 4K скоростная PTZ IP- видеокамера с 40x оптическим увеличением.

Ее основное назначение – защита периметра таких важных и сложных объектов, как аэропорты, железнодорожные станции, образовательные учреждения, жилые кварталы. Устройство снабжено современной видеоаналитикой (определение лиц, тепловая карта) и обеспечивает надежную защиту периметра: пересечение линии, вторжение в область, оставленные/украденные предметы.

Видеокамера обладает мощным оптическим увеличением и сверхточными функциями панорамирования и наклона. Использование ИК-подсветки и технологии Starlight, позволяет вести видеосъемку при слабом освещении. А функция True WDR нивелирует возможные блики и световые перепады при прямом солнечном свете. Камера обладает следующими характеристиками: 1/1.8” 8 Мп STARVIS CMOS; кодек H.265+/H.264+ до 3 потоков; 25 к\с при 4K(3840x2160); WDR (120 дБ), режим день/ночь (ICR), 3DNR, AWB, AGC; дальность ИК-подсветки до 450 м; интерфейсы (RS485*1, тревожные вх./выход: 7/2, аудио вх/выход 1/1; объектив 5.6 мм~223 мм; слот Micro SD, Hi-PoE.


Продукты

IP-видеокамера Esprit Enhanced (Pelco by Schneider Electric)

IP-видеокамера Esprit Enhanced (Pelco by Schneider Electric)

Периметральное видеонаблюдение предназначено для раннего обнаружения нарушителей и является первым рубежом системы безопасности любого аэропорта.

Для увеличения эффективности охраны периметра и координации служб реагирования используются поворотные камеры. Видеокамера Esprit® Enhanced от Pelco с 30-кратным оптическим зумом, «дворником», LED и/или ИК-подсветкой до 200 м и поворотным механизмом с точностью позиционирования 0.1° и скоростью поворота до 140° в секунду является идеальным решением такой задачи.


Материалы по теме

Новости

Статьи

Обзоры